Какой вы родитель?

Тест: «Какой вы родитель?»

Инструкция. Какой вы родитель? Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому мы предлагаем вам тест-игру. Отметьте те фразы, которые вы наиболее часто употребляете в общении со своим ребенком.

Вопрос Баллы
1. Сколько раз тебе повторять? 2
2. Посоветуй мне, пожалуйста. 1
3. Не знаю, что бы я без тебя делала. 1
4. И в кого ты только такой уродился?! 2
5. Какие у тебя замечательные друзья! 1
6. Ну на кого ты похож(а)?! 2
7. Я в твои годы..! 2
8. Ты моя опора и помощник(ца). 1
9. Ну что за друзья у тебя?! 2
10. 0 чем ты только думаешь?! 2
11. Какая (какой) ты у меня умница! 1
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? 1
13. У всех дети как дети, а ты... 2
14. Какой ты у меня сообразительный(ая)! 1

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Подсчитайте общее количество баллов. Если вы набрали 5— 7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению его личности.
Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
11 баллов и выше — вы непоследовательны в общении с ребенком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!


НАКАЗЫВАЯ, ПОДУМАЙ: «ЗАЧЕМ?!»
7 ПРАВИЛ ДЛЯ ВСЕХ

1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, нака¬зание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать...
2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
3. За один раз — одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке — за каждый. Салат из наказаний — блюдо не для детской души»
Наказание — не за счет любви, чтобы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные чересчур последовательные родители ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.
5. Наказан — прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
6. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание содействует только в обратную сторону!
7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения...
При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказание ищется как последний шанс на любовь.

ИСКУССТВО БЫТЬ РОДИТЕЛЕМ

 Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что, появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил вам эти проблемы.
 Ваш ребенок не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
 Ваш ребенок далеко не всегда и совсем не обязательно будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.
 Во многих капризах и шалостях вашего малыша повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Стали требовать от него то, что он попросту не может вам дать — в силу особенностей возраста или характера. Короче, не желали принимать его таким, каков он есть.
 Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше. В лучшее, что в нем еще будет. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.
Именно эти пять принципов отношения к ребенку определяют воспитательный климат семьи и задают весь строй личности ребенка.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

 Не примеряйте на себя личину учителя! Действуйте на равных с ребенком: на равных – в вашей обоюдной заинтересованности. Все задания старайтесь выполнять по очереди с ребенком.
 Не перегружайте ребенка. Иначе даже игровая форма не оградит его от переутомления. Во время занятий разрешайте ребенку вставать, пересаживаться, бегать, подпрыгивать. Статическая поза примерного ученика вредна ребенку, если она длится больше четырех минут.
 Учитесь вместе с ребенком предвкушать новые задания. Тогда, может быть, и ребенок, и вы сами будете с нетерпением ждать, когда же наступит время следующего занятия.
 Ваша задача – не добиваться от ребенка правильного ответа, а обеспечить ему возможность пробовать, искать, ошибаться. Не вышло на этот раз – не беда, выйдет в следующий. А сегодня лучше обратить внимание на то, что у ребенка уже получается.
 Не скупитесь на похвалу! В любом деле (даже неудавшемся) можно найти, за что похвалить ребенка. Похвала окрыляет, и хочется продолжать работу.
 Не спешите стирать ластиком ошибку ребенка. Дождитесь, когда ребенок обнаружит ее сам. Не спешите давать правильный ответ, не отнимайте у ребенка возможность самому разобраться. Пройдет день-другой, и он сам найдет верное решение. И тогда вкусит настоящую радость от учения.
 А если уж вам не терпится, то не указывайте на ошибку прямо. Используйте косвенные ходы: намек, ассоциации. Стоит даже прерваться в этом месте, отложив задание на потом. Порадуйтесь тому, что на завтра у вас есть работа. Есть, к чему вернуться и чему удивиться вместе с ребенком.